Prev/Next links

Фасилитация как эффективная технология решения бизнес-задач

Те, кто работает вместе, одержат победу, идет ли речь о футбольной команде или о решении проблем современного бизнеса

В. Ломбарди

Современный мир подвержен  нестабильности и  изменениям. Динамика рынка побуждает компании  к повышению адаптивности и высокой  гибкости. Все большую ценность для бизнеса  приобретает  «человеческий капитал» (human capital), готовность персонала к саморазвитию, способность генерировать и внедрять новые идеи..Топ- менеджеры, нацеленные на активное развитие организации и лидерство в отрасли,  готовы к серьезным инвестициям в создание пространства для эффективной работы коллективного интеллекта.

В связи с этим ценным инструментом  для поиска и принятия бизнес- решений по актуальным для компании вопросам (от совещаний и проектной работы до стратегических сессий и масштабных конференций) могут стать технологии фасилитации.

 Что такое фасилитация

Фасилитация (англ. facilitate – «облегчать, помогать») – метод  взаимодействия внутри группы, процесс оказания содействия  группе в выполнении конкретной задачи, решении проблемы или достижения соглашения всех заинтересованных участников.

Первостепенную  роль в этом процессе  играет фасилитатор, который  является организатором  групповой работы, помогает  участникам прийти к единому вИдению  и результату, обеспечивает эффективность обсуждения и предотвращает  неоправданные  потери  времени.

Применение инструментов и  техник фасилитации  способствует возникновению синергетического эффекта  у команды, повышает вовлеченность каждого участника процесса, раскрывает его потенциал.

Преимущества фасилитации как метода группового обсуждения

Фасилитационная сессия -  это универсальная технология  коллективного  обсуждения, планирования, решения проблем, с  качественной  проработкой  актуальных вопросов  и достижением   результатов за  ограниченное период  времени. Это происходит  за счет:

  • Фокусировки на ключевом вопросе/ проблеме/ теме;
  • Применения  четких  алгоритмов;
  • Возможности рассмотреть вопрос  с разных точек зрения;
  • Выявления рационального и интуитивного опыта участников;
  • Принятия всех идей;
  • Возможности «выйти за рамки», расширить горизонты мышления;
  • Продуктивной рабочей атмосферы.

Результат фасилитационной сессии есть всегда и для каждой компании он уникален!

В штате многих зарубежных организаций  и компаний  уже давно работают профессиональные  фасилитаторы.

Кроме того,  за последнее десятилетие технологии  фасилитации  получили заслуженное признание и в компаниях, работающих  в  странах  пост - советского пространства, в том числе и в Украине. Десятки отечественных  компаний смогли осознать эффективность и преимущества данного подхода. О фасилитации заговорили как об одной из технологий организационного развития, поскольку метод успешно адаптируется под  запросы бизнеса, учитывает его нужды и потребности, приносит  ощутимые  результаты.

Какие бизнес- задачи помогает решить фасилитация

  • Вывод компании на новый уровень  развития;
  • Выработка ценностей компании.
  • Анализ и оптимизация бизнес-процессов;
  • Разработка стратегии, проектных планов, каскадирование задач;
  • Позиционирование своего функционального направления;
  • Мобилизация сотрудников для быстрого решения актуальной  бизнес- задачи;
  • Оценка возможности и эффективности действий при решении значимых бизнес- задач;
  • Мотивация персонала на достижение нужных результатов;
  • Формирование команды  за счет  высокой вовлеченности  в процесс;

Характерным отличием  метода  является  его наглядность. В ходе работы все предложения и принимаемые решения фиксируются на бумаге, крепятся на фасилитационную стену, отображаются на фотографиях,  и предусматривают дальнейшие обязательные организационные изменения в компании. Детальная визуализация процесса и результатов фасилитации  позволяет  в любой момент обратиться к ее полной, не редактированной версии.

Результатами  фасилитации для компаний являются

  • Готовые решения;
  • Конкретный план действий;
  • Ответственность участников за результаты фасилитации;
  • Вовлеченность участников в реализацию  решений;
  • Высокая мотивация персонала;
  • Участие каждого в жизни команды / коллектива;

Сферы применения фасилитации

            В зависимости от целей и задач компании,  а также благодаря своей универсальности,  фасилитация,  как технология, применима для решения широкого спектра вопросов, которые требуют группового участия в обсуждении.   

            Таковыми являются:

  • Стратегические сессии;
  • Конференции  и семинары;
  • Разработка  бизнес-процессов и стандартов;
  • Планирование проектов;
  • Создание новых продуктов, генерация идей;
  • Фокус - группы;
  • Встречи и совещания;
  • Выступления, презентации;
  • Мероприятия, направленные на сплочение команды.

Таким образом, фасилитация обеспечивает эффективность через грамотно организованный  процесс  обсуждения, выработку  конкретных  планов и действий, вовлеченность  всех  участников, и осознание ими  меры  персональной  ответственности за осуществление  принятых решений. 

Ольга Гулая,

бизнес-тренер, эксперт по технологиям бизнес-коммуникаций